"Казанская - Моление старицы Иустинии"

Касимовская Казанская иконаВ Касимове, на реке Оке, расположенном между Муромом и Рязанью, прославилась чудотворениями Казанская икона, принесенная из Казани в Касимов около 1620 г.
Об этой иконе известно из различных исторических источников: писцовых книг Касимова 1627 г., составленных по указу царя Михаила Феодоровича, описаний Касимовского Казанского монастыря, книг историков о Касимове. О Касимовской Казанской иконе написана Повесть (на основании выписок из рукописи, сгоревшей в 1763 г.) под названием: «Повесть о принесении чудотворныя иконы Богоматери Казанския из первоявленнаго Ея места, Казани, в город Касимов до 1620-го года, и о построении церкви, прежде деревянной, потом каменной, и о учреждении при оной девичья монастыря…», известная по спискуXIX в. (после 1837 г.) (ГИМ).

По тексту Повести в царствование Михаила Феодоровича в Касимове жила благочестивая старица вдова Иустина (Иустиния, Устинья) с двумя сыновьями Прохором и Флором. По старости она впала в расслабление и лежала, не двигаясь, 7 лет, ноги ее скрючились, болезнь казалась безнадежной. Старица, чувствуя приближение смерти, надеялась лишь на милость Божию. Однажды в тонком сне она увидела в своей комнате величественную Госпожу. Приблизившись к одру старицы, Она советовала ей пойти в Казань, где получит исцеление от чудотворной Казанской иконы. Старица чувствовала, что в Казань ей идти невозможно. Через некоторое время Госпожа Заступница вновь явилась ей ночью в образе световидной Царицы, одетой в порфиру. Старица вновь услышала совет непременно идти в Казань, где она получит здравие от иконы, которую надо принести в Касимов. Старица рассказала о видении своему семейству. В третий раз Царица Небесная явилась ей в царственном образе, но уже с «огнепалящими» воинами в блестящих как молнии шлемах и девами в белых одеждах. Из уст Царицы Небесной грозно было изречено, что если старица и в третий раз не послушает, то казнена будет злою смертью. Собравшись с духом, старица осмелилась сказать, что она по болезни своей не может и думать о путешествии в Казань, на что милосердная Царица отвечала, что были бы только вера и послушание, и все будет исправно. Желательно Ей, Владычице, чтобы из Казани в Касимов была принесена Ее святая икона, которая стоит в лавке у купца (было названо его имя) в месте, где происходит всегдашнее мытоимство (сбор пошлин, податей) и слышится брань. Старица вдруг увидела себя в Казани у купца в лавке, запечатлев в памяти его лицо, и увидела украшенный окладом образ Богородицы Казанской. Размышляя о всех трех явлениях, старица ободрилась духом и, предавшись Богу, положила хоть умереть на пути, но быть в Казани. С детьми своими она подумала, как ей, сущей при смертном одре, путешествовать. Она отправилась вместе с сыновьями в лодке по Оке, затем по Волге и речке Казанке, достигнув Казани. Высадив мать из лодки, сыновья проводили ее под руки к торговой улице. Старица усмотрела между многих лавок лавку купца и его лицо, показанное ей в видении. Купец же открыл старице, что ему было сказано, что из дальней страны придет больная старица Устинья за Казанской иконой, которую он должен ей вручить и что «икона Богоматери идет прославитися во граде, Ею избранном, на прославление чудес во всех странах Российских». Старица увидела икону, перед которой по праздничным дням возжигалась лампада. Благоразумный купец, видя достойную старицу и чувствуя, что он исполняет повеленное ему свыше, преклонил колена перед святой иконой и отдал ее старице, которая от радости пала на землю. Через несколько минут, придя в себя, она приложилась к чудотворному образу и почувствовала, что исцелилась от болезни.

От купца старица узнала, что он перенес в лавку икону недавно, а в дом его она попала спустя около 40 лет после обретения Явленного образа в Казани (т. е. около 1619 г.), и что икона «списана благочестивым иноком». Старица перенесла образ в собор Казанского девичьего монастыря «на благословение от первоявленной», он был поставлен у иконостаса. К иконе стеклась вся Казань, «долгое время» она находилась в монастыре. По благословению Владыки и игуменьи монастыря образ проводили на большое расстояние с пением тропаря «Заступнице усердная». Издалека старица обратилась к народу с честною иконою Богоматери, народ пал на землю. Обратный путь до Касимова старица с иконой шла пешком. По пути она остановилась в монастыре преп. Макария Желтоводского, где Казанская икона была поставлена в соборном храме. На другой день по окончании Божественной литургии престарелый игумен благословил старицу иконою преп. Макария «равной меры» с Казанской. При приближении к Касимову священство с крестами, иконами и хоругвями при колокольном звоне вышло навстречу. Чудотворный Казанский образ был поставлен на убранный цветами и пеленами аналой. Народ со слезами благодарил Заступницу. После молебствий с пением тропаря «Заступнице усердная» крестным ходом все отправились в приходской храм св. великомученицы Параскевы Пятницы, близ которого жила старица. Из дальних мест в Касимов к Казанскому образу приходили люди разных сословий, многие получали исцеления.

Старица Устинья с детьми начала строить деревянную Казанскую церковь с приделом преп. Макария Желтоводского. old_kasimov16Привезенный Казанский образ и образ преп. Макария стояли в это время в церкви св. Параскевы Пятницы. При Казанской церкви возникла монашеская община, а позднее старицей Устиньей в 1627 г. основан Касимовский Казанский девичий монастырь. В Казанском монастыре от чудотворной Казанской иконы, по преданию, исцелился находившийся при смерти царевич Касимовский Иаков (†1677).

Чудотворная Касимовская Казанская икона считалась древней, «древнего иконного письма», при этом подчеркивалось, что она «одинаковаго размера с чудотворною иконою», явившейся в Казани в 1579 г.

В каменной Казанской церкви 1715 г. Казанского Касимовского монастыря Чудотворная икона стояла в иконостасе слева от Царских врат в раме с клеймами Жития Богородицы. В новой каменной Казанской церкви, освященной в 1864 г., икона также находилась в иконостасе слева от Царских врат «в серебряно-вызолоченном» окладе и украшена аметистами и топазами.

После закрытия монастыря в 1930 г. Чудотворная икона была перенесена в близлежащую, находившуюся на его территории, Пятницкую церковь. По свидетельству почетного настоятеля Никольского храма г. Касимова протоиерея 1Владимира Сергеевича Правдолюбова (р. 1931) и его сестры Веры Сергеевны Правдолюбовой (1922-2014) изгнанные насельницы монастыря перешли в Пятницкий храм. Хранительницей чудотворной Казанской иконы советом сестер была назначена монахиня монастыря Ирина (Разаренова†1971). В 1930–1935 гг. икона находилась в Пятницкой церкви, в 1935 г. вместе с арестом протоиерея Николая Анатольевича Правдолюбова (священномученик Николай пресвитер Касимовский) Пятницкий храм был закрыт, в 1936 г. разрушен. Монахини перешли в соседний не закрытый Никольский храм (выстроен в 1705 г., перестраивался в 1850–1860-х гг.). Казанская чудотворная икона была принесена сюда и положена на аналой у левого придела. При опасности конфискации ее прятали. С осени 1940 г. по март 1943 г. Никольский храм стоял без пения, все священники города были арестованы, но община не распалась. Староста Никольского храма А.А. Вереина ключи от храма в исполком не отдала, даже под угрозой расстрела, что сохранило иконы храма, в том числе и почитаемую Казанскую, от уничтожения. В марте 1943 г. вернувшийся из очередной ссылки протоиерей Сергий Правдолюбов (святой исповедник пресвитер Сергий Касимовский), получив регистрацию в исполкоме, возобновил Богослужение в Никольском храме. Первой службой был водосвятный молебен перед чудотворным Казанским образом и окропление храма святой водой. С тех пор икона постоянно находилась в Никольском храме.

О местнопочитаемой старице Иустине в Касимове всегда сохранялась память. По благословению архиепископа Рязанского и Касимовского Симона (митрополит Симон (Новиков) †2006) в храмах Касимова ей поется составленный в 1992 г. под его редакцией тропарь:

Глас 8:

«Источник исцелений обрела еси граду нашему Касимову, / икону Богоматери, / от Нея же и сама исцеление прияла еси ,/ Блаженная старице Иустино. / Сего ради молися ко Господу со благоверным Иаковом / о исцелении душ и телес нас недостойных, // любовию чтущих память вашу».

В 2010–2012 гг. почитаемая Касимовская Казанская икона реставрирована Б.П. Ереминым, реставратором Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (Москва). Проведен полный цикл реставрационных работ. Икона укреплена, удалены многочисленные гвозди от басмы и оклада. После реставрации икона помещена в киот и находится в алтаре Никольского храма. Касимовская Казанская икона относится к рубежу XVI – XVII в. или началу XVII в. и является одним из редких списков Явленного в 1579 г. в Казани образа. Иконография, типы ликов, характер благословляющего жеста Младенца Христа характерны для ранних списков с Явленного образа. При этом Младенец изображен в легком движении к Божией Матери, что является особенностью Касимовского образа, отличающей его от Казанских икон этого времени.

IMG_6328В канун празднования Казанской иконе Божией Матери 7/20 июля 2012 г. на Всенощном бдении в Никольском храме города Касимова почитаемая Казанская икона была вынесена для поклонения, а в самый день праздника 8/21 июля при большом стечении народа со святыней был совершен, впервые после 1929 г., крестный ход в Касимовский Казанский монастырь во главе с епископом Касимовским и Сасовским Дионисием и духовенством Никольской церкви. По благословению Владыки Дионисия в воскресные дни вечером перед Касимовской Казанской иконой в Никольском храме совершаются Параклисис с акафистом перед Казанской иконой Божией Матери.

Литература:

Описание церковных вещей, замечательных по своей древности, находящихся в церквах рязанской епархии // РЕВ. Прибавления. 1887. № 13. С. 310–311; Иеороним (Алякринский), архим. Рязанския достопамятности, собранныя архимандритом Иеоронимом с примечаниями И. Добролюбова. Рязань, 1889. С. 97; Добролюбов И., свящ. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных, с списками их настоятелей за XVII, XVIII и XIX ст. и библиографическими указаниями / Составил свящ. Иоанн Добролюбов. Рязань, 1891. Т. 4. С. 52–53, 55–56, 67, 72; Шишкин Н.И. История города Касимова с древнейших времен. Рязань, 1891. Переизд.: Рязань, 1999. С. 110–113, 173; Он же. Историко-статистическое описание касимовскаго Казанскаго женскаго монастыря // РЕВ. 1892. № 7. Отд. неофф. С. 317–320. №№ 8–9. Отд. неофф. С. 387–388; Казанский женский монастырь // РЕВ. 1897. № 16. Отд. неофф. С. 515; Про рязаночек – святых, мудрых, достославных. Сборник: были, предания, легенды, древнерусские повести. Рязань, 1995. С. 70–71; Святые и праведники земли Рязанской. X–XXвв. / Авт.-сост. Т. Веселкина. М., 1997. С. 168; Правдолюбов Владимир, прот. Религиозная история Касимова. Касимов, 2004. С. 33–34; Священномученик иерей Николай Правдолюбов. Мученик Владимир Правдолюбов. Блаженный Иаков, царевич Касимовский. М., 2005. С. 15–20. Ил. на с. 18 (икона в окладе 1829 г.); Благодёрова И. Касимов. Историко-архитектурный путеводитель. Шацк, 2010. С. 49–50.